Arms
 
развернуть
 
603950, г. Нижний Новгород, ул. Космонавта Комарова, д. 10 А
Тел.: (831) 251-08-46
leninsky.nnov@sudrf.ru
схема проезда
603950, г. Нижний Новгород, ул. Космонавта Комарова, д. 10 АТел.: (831) 251-08-46leninsky.nnov@sudrf.ru


Ссылки для быстрого перехода:




ДОКУМЕНТЫ СУДА
2010г. Решение по иску П. к администрации города Н.Новгорода о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

           Р Е Ш Е Н И Е

                                                 Именем Российской Федерации

 

24 февраля 2010 г. Ленинский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Фомичевой Н.Г. при секретаре Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к администрации города Н.Новгорода, администрации Ленинского района г.Н.Новгорода, ОАО «Р», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

 

                                           У С Т А Н О В И Л :

 

П. обратилась в суд с иском к администрации Ленинского района г.Н.Новгорода, администрации города Нижнего Новгорода, ОАО «Р», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о признании незаконным отказа от 25.11.2009 г. №  в приватизации жилого помещения, находящегося по адресу:***, признании права собственности на указанное жилое помещение, общей площадью 18,6 кв.м., указывая на то, что спорное жилое помещение в общежитии по адресу: *** ей было предоставлено в 1977 г. Жилотделом завода "Д" на основании ордера, который ею был утерян, в данном жилом помещении она проживает до настоящего времени, в нем зарегистрирована. В ходе преобразований государственных предприятий в акционерные общества, завод «Д» был преобразован в ОАО «Р». Общежития жилищным законодательством России отнесены к жилищному фонду. Вопреки действующему законодательству, в уставной капитал ОАО «Р» были включены общежития, в том числе и то, где проживают истцы, и до настоящего времени указанный объект не был передан в муниципальную собственность, поскольку администрация г.Н.Новгорода не принимает здание в собственность. Указанное общежитие числится в реестре федерального имущества. Она обращалась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области с заявлением о возможности приватизации жилого помещения в доме № *, по ул. * г. Н. Новгорода, однако, в приватизации ей отказано со ссылкой на ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям: эта статья не может ограничивать возможность приватизации вышеуказанного помещения, не ограничивает такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда. Ее право на приватизацию жилого помещения не может ставиться в зависимость от действия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу Закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий. В связи с вышеизложенным, она не может использовать свое право на приватизацию указанного жилого помещения, которое гарантируется статьей 7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», согласно которой отношения по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Впоследствии истец П. исковые требования уточнила и просила

признать за ней право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, находящееся по адресу:***, общей площадью 18,6 кв.м. и на соответствующую долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

В судебном заседании представитель истца П. по доверенности - Б. исковые требования поддержала, обстоятельства, указанные в иске подтвердила.

Представители ответчиков - администрации Ленинского района г.Н. Новгорода, администрации города Н.Новгорода в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Представители ответчиков - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, ОАО «Р» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в письменных отзывах возражали против исковых требований.

Выслушав представителя истца, проверив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что П. с 1977 г. проживает в общежитии по адресу: ***, данное жилое помещение ей было предоставлено Жилотделом завода «Д».

Ордер на предоставление указанного жилого помещения утрачен.

 С 18.01.1977 г. П. зарегистрирована по адресу: ***, что подтверждается копией паспорта (л.д.23)

На имя П. открыт лицевой счет на комнату № * дома * по ул.*, общей площадью 18,6 кв.м., что подтверждается выписками из лицевого счета, домовой книги (л.д.7-8).

19.01.2009 г. с П. заключен договор найма жилого помещения в общежитии, расположенного по адресу: *** (л.д.14)

Согласно технического паспорта жилого помещения № * Д.* по ул.* г.Н.Новгорода Ленинского отделения НФ ФГУП "Р" от 10.12.2009 г., указанное спорное жилое помещение имеет общую площадь с учетом лоджий и балконов 18,6 кв.м., в том числе жилую площадь 18,6 кв.м. (л.д.5-9)

Дом № * по ул. * является общежитием, которое находится на балансе ОАО "Р" согласно договора о передаче государственного имущества на баланс ОАО "Р"  и акта передачи.

Согласно решению Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.1997 г. по делу № А43-1978/97-14412 сделка приватизации завода "Д " (АООТ "Р") в части включения в уставной капитал стоимости зданий общежития по адресу: *** признана недействительной (л.д.20)

Согласно Выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 января 2010 года № УФРС по Нижегородской области, здание общежития *** г.Н.Новгорода является собственностью Российской Федерации, числится в реестре федерального имущества (л.д.31).

В настоящее время здание общежития по адресу: *** в муниципальную собственность не передано.

Указанное здание общежития по адресу: г.Н.Новгород, *** включено в Перечень имущества, составляющего казну Российской Федерации, передаваемого в собственность муниципального образования "город Нижний Новгород" на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 28.12.2009 г. № . Акт приема-передачи указанного имущества в муниципальную собственность администрацией города Н.Новгорода не утвержден.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными возражениями на иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (л.д.27-29)

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к следующему.

Здание общежития по адресу: *** является государственной собственностью, в ведение органов местного самоуправления не передано, было незаконно внесено в уставной капитал АООТ «Р», что подтверждается решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29 мая 1997 года.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г., № 1541-1 , в редакции от 11.06.08 г. определено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях,  предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

В пункте 4 Постановления Пленума ВС РФ от 24 августа 1993 года "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" сказано, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 23 декабря 1992 г.) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах данных предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 названного Закона (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.), поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, регулировавшим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения. Это положение не должно применяться, если правопреемники, изменившие форму собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, на свои средства построили либо приобрели незаселенное жилое помещение, которое впоследствии явилось предметом спора о приватизации, в том числе и после введения в действие ст. 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона от 23 декабря 1992 г.).

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Таким образом, дом, в котором проживает истец, не подлежал включению в перечень приватизируемых объектов недвижимости и подлежал передаче в муниципальную собственность.

Из материалов дела следует, что здание общежития, расположенное по адресу: *** до настоящего времени имеет статус общежития, в муниципальную собственность не передан.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

То, обстоятельство, что до настоящего времени здание общежития не передано в муниципальную собственность не может ограничивать права истца, поскольку реализация ее права не может быть поставлена в зависимость от  добросовестного исполнения обязанностей соответствующими предприятиями и органами власти. Указанное обстоятельство не может ограничивать права граждан, проживающих в спорном здании общежития по сравнению с правами граждан, проживающих в зданиях общежитий, переданных в ведение органов местного самоуправления, на отношения пользования которых жилыми помещениями в соответствии со ст.7 ФЗ "О введение в действие Жилищного Кодекса РФ" применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма и которые в соответствии со ст.2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" вправе приобрести их в собственность.

По данным Поземельной книги и реестровой книги Ленинского районного ОТИ регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: *** не производилась, что подтверждается справками (л.д.33-34)

С учетом вышеуказанных положений и норм закона суд приходит к выводу о том, что истец П. имеет право на приватизацию занимаемого жилого помещения в доме * по ул.* г.Н.Новгорода. Поэтому, суд считает необходимым признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в приватизации жилого помещения, находящегося по адресу: *** незаконным.

            Поскольку, за истцом признается право на приватизацию, за ней может быть признано право собственности на спорное жилое помещение и на соответствующую долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

            Поэтому, суд находит подлежащими удовлетворению требования истца о признании за П. права собственности на жилое помещение, находящееся по адресу:***, общей площадью 18,6 кв.м.

            На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,194,198 ГПК РФ, суд

 

                                                                Р Е Ш И Л :

 

           Признать отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 25.11.2009 г. №  в приватизации жилого помещения, находящегося по адресу: *** незаконным.

           Признать за Подгорновой Валентиной Павловной право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, находящееся по адресу:***, общей площадью 18,6 кв.м. и на соответствующую долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

          Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный

суд в течение 10 дней.

 

         Федеральный  судья                                                        Н.Г.Фомичева

 

 

 

 

 

 

опубликовано 18.05.2010 08:42 (МСК)